О том, как живут кришнаиты в Центральной Азии

 О том, как живут кришнаиты в Центральной АзииСобственно, кто такие кришнаиты? Это религиозное течение, возникшее в Индии. Сторонники его поклоняются Кришне — единому божеству во многих лицах.

КЫРГЫЗСТАН

Кришнаиты в Кыргызстане появились лет тридцать назад. В начале 90-х у них был свой небольшой храм, но просуществовал он недолго. На сегодняшний день их группа немногочисленна. Собираются они в арендованных для занятия йогой залах — на общие воскресные программы. Обычно встреча начинается с киртана — совместного воспевания святых имён бога и мантр, после следуют лекция на духовные темы и медитация. На встречи приходят абсолютно разные люди: студенты, кандидаты наук, юристы, музыканты, состоятельные люди и представители среднего класса. Есть те, кто ходят в церковь и мечеть. Совершенно неважно, к какой религиозной конфессии принадлежит человек, кришнаитом может стать любой, — говорят последователи общества Кришны.

Рухидину Асанову 30 лет, и он относит себя к кришнаитам. Хотя, поясняет он, это не совсем верное название – так нас называют в обществе. Правильное же название – вайшнавы.

Родители Рухидина – члены общества сознания Кришны: отец еще в 70-е годы начал изучать йогу и восточную философию. С трудом доставал книги и украдкой их читал после лекций у себя в общежитии, когда учился в Новосибирске. Жизнь отца Рухидина изменилась после встречи со знаменитым проповедником ведических знаний Ангирой Муни. Это знакомство оставило глубокий след в сердце отца, и он решил глубже изучить ведическую философию, а впоследствии стал кришнаитом.

Мама присоединилась к обществу Кришны 13 лет назад. Сестра тоже следует этому течению индуизма, но вышла замуж за не-вегетарианца. Ей приходится готовить мясо своему мужу – вайшнавам категорически запрещено есть и готовить мясные блюда. Младший брат не ест мясо, прожил в Индии полгода, но пока кришнаитом не стал.

Сам Рухидин математик и преподает в двух местных вузах. Свою веру он пытался найти с детства. Самой первой его книгой была детская Библия. Искал ответы в исламе, после школьных уроков ходил в медресе. В пятом классе научился читать и петь суру на арабском языке. В седьмом Рухидин подошел к отцу и сказал, что больше не хочет учиться в обычной школе и свою жизнь он намерен связать с исламом – стать муллой.

— Родители, посовещавшись, решили, что мне нужно перестать ходить в медресе. Признаюсь честно: возможно, я бы ушел в ислам. Но наставления родителей для меня всегда были в приоритете, и я продолжил искать себя, – говорит Рухидин.

Родственники настаивали на том, чтобы он принял ислам. Часто говорили ему, что он по рождению мусульманин и должен быть им.

— К чему эти ярлыки. Я убежден, что человек должен осознанно выбирать, и никто ему не вправе навязывать, к какой религиозной конфессии необходимо примкнуть. Неосознанный выбор никогда не приведет к вершинам духовной реализации.

«Поиск себя» у Рухидина закончился стремительно. В 18 лет он испытал разочарование в общении с друзьями. Он понял, что вокруг него стало очень много фальши. Рухидин погрузился в апатию. Однажды, придя домой, он поставил диск с лекциями сознания общества Кришны и стал вслушиваться в них. На фоне бормотания какого-то наставника к нему пришла мысль о том, что можно выйти из этого затяжного кризиса, если начать менять себя.

— В 18 лет я твердо решил для себя, что буду пытаться стать членом общества сознания Кришны. Это был мой осознанный выбор, и родители меня никогда к нему не подталкивали.

Простые на первый взгляд принципы, по которым живет община, оказываются многим не по силам. Основных принципа четыре. Первый – не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца. Здесь также не употребляют одурманивающие вещества, такие как алкоголь, наркотики, табак. Преданные Кришне отказываются даже от чая и кофе из-за содержащегося в них кофеина. Третий принцип – не вступать в половые отношения вне брака. И последнее – жить без обмана, махинаций и азартных игр.

С этими принципами у Рухидина всегда были проблемы. Легче всего ему дался отказ от мяса, другие постулаты давались намного тяжелее.

— У меня были срывы. Мои наставники помогали мне. Сейчас я могу сказать, что я стал ценить свою жизнь больше.

Миссионерская деятельность идет вразрез с принципами кришнаитов, которые живут в Кыргызстане. Ходить по квартирам и рассказывать о Кришне – это не их стиль. Поэтому члены общества не афишируют своей религиозной принадлежности, но и не скрывают ее.

Рухидин не припомнит случая, когда на него или на других членов общества нападали или пытались оскорбить. По его словам, к нему всегда относились толерантно. Лишь бывало, что ему абсолютно незнакомый человек в маршрутке пытался доказать, что он выбрал неправильный путь. Студенты же не раз задавали ему в лоб вопросы.

— Да, есть люди, которые считают кришнаитов странными, которые говорят, что со мной что-то не так. Но, пообщавшись со мной дольше, понимают, что я такой же разумный человек, как и они.

Однако встретить на улицах Бишкека странных людей в белых или шафрановых балахонах, которые стоят себе, поют «Харе Кришна, харе Рама» (священная маха-мантра), в бубенцы стучат – уже невозможно. Несколько лет назад кришнаитов лишили официальной регистрации, посчитав их общество деструктивной религией. Теперь закон страны не позволяет им выходить на улицы.

Выдает Рухидина косичка (шикха) – небольшой хвостик на макушке. Он позволяет удерживать энергию в верхних чакрах и сосредотачивать свои мысли на Боге, а так он подстрижен вполне стильно.

Заразительная улыбка – это еще один признак. Улыбка и веселье – черта всех кришнаитов. Они чуть ли не каждый день что-то празднуют. Самым главным праздником считают явление Кришны. Это шум и пестрый балаган. До сих пор жива традиция бить глиняные горшки с йогуртом, как это делал маленький Кришна.

В Бишкеке Рухидин не носит традиционной одежды вайшнавов. В городе его можно часто встретить в обычной одежде, которую носят тысячи жителей столицы. Традиционный наряд он надевает, в основном, когда путешествует по Индии, посещая храмы. Вообще одежда для кришнаитов несет особый сакральный смысл. Они убеждены, что она дана им не только для того, чтобы прикрыть наготу. Вайшнавы говорят, что одеяние — отражение духовного мира. Иначе говоря, кришнаиты верят, что точно такие же наряды носят в духовном мире Кришны.

Есть и свои представления о загробном мире и о загробной жизни. Рай описывается как остров веселья – Гавайи: танцы под гитару, райские сады и блудницы, гирлянды из цветов. Ад похож на христианский.

Кришнаиты верят, что человек не попадает в рай или ад навсегда. Считается, что это просто разные уровни нашей Вселенной. Они убеждены, что у каждого человека есть свой запас благочестия, который состоит из добрых дел, совершенных на земле. Этот запас благочестия каждый раз заканчивается, и человеку вновь после смерти суждено вернуться на землю в виде дождя. При приближении этого момента человек впадает в депрессию, и его гирлянда из цветов начинает увядать. Это означает, что человек готов к перерождению.

— Если бы у меня была возможность увидеться с Кришной (Рухидин замолкает на пару минут), я бы ничего у него не спрашивал (снова тишина). У меня бы не хватило духу.

КАЗАХСТАН

В Алматы у кришнаитов есть собственное кафе. В Govinda’s звучит индийская музыка, а посетителей встречают официанты в сари. Само собой, заведение вегетарианское. Но это не просто кухня без мяса, объясняет хозяйка, – все блюда приготовлены по ведическим рецептам.

Пускают на кухню – показывают, как готовят сабджи (овощное рагу) и блинчики без яиц. Особенные здесь и сладости. Таких больше нигде не попробуешь – пирожные из уваренного молока, медовые трубочки, даже тирамису, но ведическое.

Сюда приходят индусы, работающие в Алматы, вегетарианцы и любители кулинарных экспериментов. Здесь не читают проповедей, но иногда проводят праздники и встречи преданных (так называются адепты, последователи). Тогда кафе закрывают на спецобслуживание.

Хозяйка просит не путать – это коммерческая деятельность, бизнес. А само служение Кришне проходит в другом месте. Здесь она Галина Геннадьевна Гороуз, в гражданской, как сама шутит, одежде.

А духовное её имя – Ananga Mohini. Она брахман (уже в статусе духовного наставника) и пришла к этой вере вслед за мужем. Год 1993-й был тяжелым, вспоминает: «Знаете, привычный мир разрушился, Союза не стало, не стало партии, которой мы верили». И они стали верить в Кришну. Как и почему именно эту религию они выбрали, Галина Геннадьевна не уточняет. Говорит, это и неважно, у каждого — свой путь. Видимо, это слишком интимный вопрос:

– Все религии ведут к Богу, просто разным путём. Как в любой город можно доехать по железной дороге, на автобусе, самолётом, но ты попадёшь в нужную точку, так и с верой – ты достигнешь цели.

как живут кришнаиты

чего боятся кришнаиты

что делают кришнаиты