С Основателем Ачарией Объединения Санкиртана

С Основателем Ачарией Объединения СанкиртанаМурали Моханом Махараджем (Маму Тхакур дасом)

(М)-Маму Тхакур дас (Я)-Яшоматинандана дас

(Я)-Маму Тхакур прабху. Я очень рад вас видеть в Минске. Позвольте выразить вам почтение, как очень яркой исторической фигуре в развитии беларуского движения Харе Кришна. Я копаю эту историю, чтобы позаботиться о будущем. Для того, чтобы это будущее опёрлось на какой-то фундамент. Можете рассказать о событиях в начале становления белорусского Харе Кришна? Я бы мог задавать вопросы.

(М)-Да. Начнём с вопросов и в контексте нашей беседы мы затронем какие-то исторические события и личности.

(Я)-Тогда приступим. Какие даты вы можете упомянуть, как начало движения сознания Кришны на Беларуси? Как было решено отправиться в Минск?

(М)-Впервые в Минск я приехал в 1982-м году. История такова. Я, возможно, её тоже упомяну в своих книгах. Я пописываю.

(Я)-Я очень рад был наткнуться в интернете на некоторые ваши описания. Хорошо, что вы не безразличны к другим и таким образом делитесь опытом.

(М)-Да. Писатель пописывает — читатель почитывает.

(смех)

Одним словом, я отдыхал где-то под Судаком, побережье Чёрного моря. Там было место очень хорошее, меня принимали, и я проповедовал. Была поздняя осень, когда все люди приступают к своей работе и учёбе. Я взял мриданг, который сам сделал из эпоксидной смолы и вышел на берег. Тогда было трудно проповедовать. Времена были суровые, чтобы в открытую идти. Едва я расположился в отдалении, как показалась группа студентов из Минска и раскинула свой лагерь возле меня. Они начали играть в карты там, достали выпивку, закуску. Но я решил воспользоваться, пока они ещё не были пьяные и достал свой мриданг. А он был похож на акваланг и они сразу заинтересовались им. Так, с шутки, слово за слово, мы начали говорить. Я начал играть и петь Харе Кришна. Им это стало интересно. Одним словом, пока я их занимал, рассказывая о философии сознания Кришны, многие изъявили желание встретиться со мной специально по этому поводу и пригласили меня приехать к ним, оставив адреса и телефоны. Эти люди были студентами и здесь они работали вместо практики, на виноградниках. Значит, я записал их адреса и прошло изрядно времени с тех пор. Примерно в 82-м году, я поселился в Адлере Абхазии. Я купил дом и прописался в нём, чтобы ко мне было меньше претензий. Это было в сельской местности. Тогда мой духовный учитель просил учеников уезжать из больших городов. Оставаться я не хотел на месте и был в аэропорту, решая куда бы мне полететь. Спросил билет в Москву. Билетов не было. Спросил в Новосибирск — билетов не было. Стою у кассы и вдруг объявляют посадку на Минск. Я говорю: О, давайте на Минск. Так я прилетел в Минск и встретился с этими ребятами.

(Я)-Сознание Кришны прилетело случайно.

(М)-Потихоньку начались наши отношения. Во второе посещение, мне попал адрес одной женщины, которая была лидером всесоюзного клуба туристической песни, что ли. Её звали кажется Надежда Николаевна. В то время там пели Окуджава и ему подобные барды. Она жила на улице Горького и собирала на квартире много людей интересующихся йогой и разными неадекватными вещами, популярными в то время. И я должен сказать, что Владимир Николаевич там и услышал от меня о Харе Кришна, ныне его завут.

(М)-Вот такой факт имел место быть в начале 80-х. Проповедую я с 80-х Харе Кришна. Затем ещё раз я приехал, и Владимир Николаевич очень много стал мне помогать. Он стал водить меня к разным своим знакомым и так я, с квартиры на квартиру перемещался по всему Минску и обзавёлся довольно большим кругом знакомых, сочувствующих и интересующихся людей. И стал достаточно популярной личностью. Это стало известно и КГБ и всем другим. Они хотели меня как-то запеленговать, но я был неуловимым проповедником. Однажды, я был на квартире одной учительницы, которая преподавала танцы, возможно, её звали Людмила Васильевна. Там собиралось много мальчиков и девочек, что занимались балетными танцами. Я проводил там свои программы. Так, один из завсегдатых, молодой человек, у которого был духовный наставник из церкви — отец Георгий, предложил меня с ним познакомить. Я подумал, что это — неплохая идея, т. к. намеревался налаживать контакты с влиятельными духовными, учёными людьми наряду с обычными. Мы встретились и побеседовали в его келье. Эту беседу я затем записал в своей книге «Харе Кришна вчера и сегодня». После этой беседы я должен был пойти на программу к этой Людмиле Васильевне, но не пошёл и очень удачно, потому что там сделали обыск. Я мог заключить, что этот отец святой сотрудничал с КГБ. Потом были другие города Беларуси. Проповедовал в Лиде, например. Я там останавливался на квартире одной женщины с взрослым сыном. Она преподавала английский язык. Я там распространял книги. В конце 1984-го года появились уже первые книги Харе Кришна.

(М)-Появилась Бхагавад Гита.

(Я)-В двух томах?

(М)-Нет. Небольшая книга сделанная на ксероксе. Я её печатал у разных людей, печатников и сам же переплетал и приезжал в Минск распространять. У меня был один человек с бородой, которому я привозил их. Его звали Николай. Вокруг него был свой круг людей интересующихся книгами, причём, довольно известных. В то время такой литературой интересовались люди с положением в обществе. Однажды он меня пригласил дать им лекцию. Собралась солидная публика: юристы, адвокаты. Я должен был говорить грамотно.

(Я)-А где лекция проходила?

(М)-В Школе. Николай подрабатывал там сторожем. Потом адреса моих друзей попали другим преданным из Литвы в частности. Они приехали со своими какими-то идеями, но тем не менее, получилось так, что были задержаны и у них нашли эти адреса. Так начались гонения и репрессии. Под давлением, некоторые отказались от Харе Кришна. Появилась большая статья в «Советской Белоруссии» о том, что Харе Кришна — происки ЦРУ и что есть такой человек, который приезжает, и описали мою внешность с паспортными данными.

(Я)-Большой почёт.

(М)-Я перестал ездить в Минск и не приезжал до Перестройки. Но у меня оставались здесь много знакомых уже, людей с положением. Из оперного театра был один заслуженный артист. В общем, в 1989 году, когда первые паломники Харе Кришна из России съездили в Индию, когда я приехал в Минск, тот же Владимир Николаевич направил меня к человеку, у которого было кафе. В Ленинграде у меня уже было первое вегетарианское кооперативное кафе. За всю историю Советского Союза оно было первым такого рода. И не просто кафе, а Харе Кришна. Ещё не было регистрации Харе Кришна. Было кафе.

(Я)-Вы были революционером в то время.

(М)-Да. Значит, того человека из Беларуси звали Евгением. Его кафе было в ДК. Как называлось ДК тогда?

(Амаранатх д.)- Театр Христофор.

(М)-Да. Он пригласил меня, чтобы я помог ему поднять его бизнес, т. к. дела его шли не очень. Он предлагал мне долю и хотел перепродать. Вот такие были разговоры. В конце концов, я приехал с некто Гурчинским Михаилом, что стал известен, как Майтрейя прабху, который много сделал для развития минской ятры и постройки храма. Мы приехали. Нам негде было остановиться. Мы пили молоко где-то на скамеечке возле памятника Якуба Коласа. Открыли одно кафе. Это — целая история. Не получилось. Потом мы открыли другое, в институте Культуры, вернее в его общежитии. Это было очень хорошее место. Столько молодёжи приходило, столько народа на программы. У меня есть, кстати, фотоархив тех времён. Порядка 10000 фотографий. Постепенно я буду публиковать и писать про это. Постепенно мы будем помогать друг другу раскапывать эту историю, делать эти археологические находки, связанные с тем, как сознание Кришны устанавливалось на Беларуси. Я говорил Майтрейе, чтобы он вёл дневник, чтобы всё фиксировать. Я предвидел, что придёт много других людей, которые провозгласят себя первыми. Но, как в действительности, согласно факта исторического подтверждает этот архив. Так что мы будем дружить с вами.

(Я)-Я думаю, что вы уже вкратце рассказали обо всём, что я хотел спросить. Значит, вы проповедовали вдвоём и что вы делали для этого? Это шло через кафе? Меня интересует когда была первая харинама?

(М)-Первая харинама была в парке Челюскинцев. Там было людно. У меня есть фотоматериалы в компьютере.

(Я)-Да, я просматривал, но там не было 10000 фотографий.

(М)-Там только избранное.

(Я)-Это хорошо, что есть. Это будет интересно читателям и посетителям сайта. Мы, возможно, их опубликуем со временем. Я помню, как Майтрейя прабху уполномочивал одного из преданных фотографировать, но в конце концов у него не было на это времени. Я тоже жалею, что не находил времени на дневник в то время. Приходится сейчас полагаться на то, что могут вспомнить преданные и раскапывать свои воспоминания.

(М)-В конечном итоге, я думаю, что Кришна вам поможет. Видя чистые намерения, Кришна помогает.

(Я)-Вот, присоединяющиеся люди. Кого вы особенно могли отметить из Беларуси кроме Браджабихари? — В своих книгах я это опишу. Возможно в 4, 5 и 6 книге «Харе Кришна вчера и сегодня». Третья рассказывает о проповеди на Урале.

(Я)-Понятно. Можно будет ссылаться. И когда напечатаете?

(М)-Я надеюсь. что в 2007 году, наступающем. Я регулярно сейчас издаю книги. Хотя они не пользуются большим спросом, но я надеюсь, что.

(Я)-Кому-то помогут.

(М)-Пишу из благотворительных целей, чтобы это кому-то помогало. То есть это не является коммерческой литературой и я вам сейчас подарю несколько книг. Эти книги могут подойти тем, кто занимается философией сознания Кришны и учёным, социологам, которые будут интересоваться историей этого движения в Советском Союзе.

(Я)-Я бы задал такой вопрос: Какая разница в духе преданных тогда и сейчас.

(М)-Дух преданных тогда был очень хороший. Он был мне близок. Это можно было назвать океаном нектара. Я служил в лучшие времена. Они, наверное, повторятся ещё. Тогда преданные хотели совершить ещё одну революцию, следующую за Перестройкой – революцию в сознании людей. Вот. То есть, если мы принимаем, что живое существо есть душа, что все они равны, братья и сёстры в Боге, то все проблемы связанные с борьбой за объекты чувственных наслаждений будут устранены.

(Я)-Сейчас не хватает революционного сознания?

(М)-Да. Сейчас люди стали меркантильны и даже преданные больше интересуются какой-то кармической деятельностью, заняты бизнесом и это очень печально. Но я надеюсь, что эта история, которую мы с вами опишем, поможет возродить этот дух. Вспоминая снова и снова, я переживаю те золотые времена. Я обрёл решительность на книгах Прабхупады и проповедовал, как Прабхупада и это отличается от того, как сейчас проповедуют даже те, кто считаются последователями Прабхупады. У меня складывается впечатление, что те книги, которые распространяют, они их не читают. Если мы будем читать эти книги, то мы всегда будем в настроении революционеров и не бояться быть первопроходцами, желающими перевернуть сознание людей, чтобы они стали сознающими Кришну. Это — очень революционное движение — ДВИЖЕНИЕ сознания Кришны. Movement — движение. Как сказал мой один знакомый, что ему больше всего нравится что сознание Кришны — движение. Это — не какая-то религия, а движение сознания Кришны. На самом деле это просто — чистое сознание. Оно присуще каждому живому существу. Потому, что каждое живое существо изначально сознаёт Кришну. Религия имеет начало и конец, но сознание вечно. Душа вечная и имеет сознание. Её сознание — сознание Кришны. Каждый человек может возразить. Зачем нам ваша религия? Но если мы проповедуем сознание Кришны, то тут не может быть никаких возражений.

(Я)-Вы хотите сказать, что не хватает школы, чтобы люди полагались на Прабхупаду и Кришну, не искажали их наставления?

(М)-Да. Прабхупада написал в предисловии к Бхагавад Гите, что современные люди стремятся к объединению, одной религии, одному писанию, одной мантре. Так пусть же будет только Харе Кришна мантра, Бхагавад-Гита и чистое преданное служение, как то, что будет нас объединять.

аньябхилашита шуньям

гьяна карма вибхагашах

анакульена кришнану

шиланам бхактир учьяте

Вот. как определяется чистое преданное служение. Оно свободно от кармы, плодотворной деятельности, желания обрести нечто материальное для чувственных наслаждений. Оно свободно от стремления к освобождению даже и обретению мистических способностей. Эта деятельность преследует целью удовлетворение Верховной Личности Бога Шри Кришны. Это называется уттама бхакти — чистое преданное служение. И чистым преданным служением может заниматься любой, даже животное, потому, что это в природе сознания. В каком бы теле не была душа, она призвана служить Шри Кришне, как неотъемлемая частица. Религия называется свадхарма. Она подразделяется на обязанности по отношению к обществу, нации, единоверцам, и обязанности по отношению к Богу. И, иногда, наши обязанности по отношению ко всему кроме Кришны становятся основными.

(Я)-Понимаю. И из — за этого никто не готов производить революцию. Нужен другой подход.

(М)-Да. Такой подход — читать книги Прабхупады и проповедовать, как он.

(Я)-Хорошо. Это — ваша рекомендация. Скажите, каково отношение преданных и людей к вам тогда и сейчас, вчера и сегодня.

(М)-Хм. И тогда и сейчас были люди, которые были атеисты или были против Харе Кришна. Не удивительно, что кто-то не присоединяется к движению сознания Кришны здесь. Удивительно, что кто-то присоединяется. Потому, что этот материальный мир создан для тех, кто хотел бы забыть о Кришне. Не удивительно, что люди не хотят разделять наших убеждений. Тем не менее мы верим в предсказание о том, что святое имя Кришны будут петь в каждом городе и деревне. И я считаю эту проповедь святого Имени и воспевание его самым важным занятием для преданных. Чайтанья сказал: Кого не встретишь, говори о Кришне. Сейчас люди говорят о том о сём, иногда о Боге. Но почему они не воспевают имя Кришны вместе? Было время, когда не было видно тех христиан и православных, которых сейчас много, в особенности в России. Было только Харе Кришна на виду. И люди принимали Харе Кришна очень хорошо.

(М)-Благоприятные были условия. Я полагал, что приехав из Соединённых Штатов после моего отсутствия 10-12 лет, я увижу, что все — Харе Кришна. По крайней мере большинство. И я думал, что мне предоставят возможность выступить в каком-нибудь большом зале подобно Дворцу Съездов, где всё правительство и члены его будут повторять Харе Кришна хором. Я верил в это, потому, что я такое видел. Большое помещение мы снимали и много людей вместе повторяли Харе Кришна.

(Я)-Этого не хватает сейчас.

(М)-Такой был подъём.

(Я)-Не хватает людей с таким видением.

(М)-Помещения были пустые. Храм Василия Блаженного никому не был нужен. Там можно было сделать храм Харе Кришна. В то время мне предлагали офис даже в тех апартаментах, где были офисы ЦК партии. Партию распустили и офисы пустовали. Их можно было любой занять, на Куйбышева. Я ходил и смотрел, какой лучше.

(смех)

Я не думаю, что нужно было брать какой-то дом на Хорошёвском шоссе на время, потом его ремонтировать. Можно было взять любое здание для Харе Кришна на самом деле.

(Я)-Аджагар-вритти. Так Прабхупада говорил.

(М)-Да. Я много сделал для того, чтобы было, как воспользоваться для Кришны и об этом ещё напишу. Я хотел создать и партию и до сих пор есть регистрация объединения «Санкиртана». И газеты, и журналы, и многое другое. Была идея банка «Санкиртана».

(смех)

(Я)-Вот это революционно!

(М)-Я проповедовал самым выдающимся людям. Академику Сахарову, например и тем, кто занимались политикой. Сам я не хотел заниматься политикой. Но я видел, что старая их философия поколеблена и они искали новую. Я проповедовал на самых высоких уровнях, представляя им Варнашраму дхарму и всё остальное в сознании Кришны.

(Я)-Я хочу узнать о личностях в движении сознания Кришны тогда и сейчас. Первым после вас лидером в Беларуси был Майтрейя прабху. Скажите, какой его жизнь была тогда.

(М)-Первый ашрам харе Кришна был у нас в Ленинграде. Я снимал квартиру на ул. Зины Портновой. Проповедуя и распространяя книги, мы встретили Майтрею. Его судьба не совсем обычна, но я не вижу необходимости распространяться по этому поводу. Он поселился у нас в ашраме. Был очень исполнительным и разумным человеком, со многими достоинствами. В конечном итоге он смог совершить здесь, в Минске, большую работу благодаря им. Он работал в кафе у меня некоторое время. Он мне много помогал, и я его рекомендовал для инициации Прабхавишну Свами. Потом он стал президентом в том доме, который я купил на Павлова 11. Сначала он был деревянным, а Майтрейя его достроил, обнёс кирпичом. Хотел два этажа и колокольню. Это — самый большой храм Харе Кришна был в то время во всём Советском Союзе. Такого нигде не было. Это был первый храм. Майтрейя хотел его сделать самым лучшим. Он приложил очень много усилий. Потом ему дали ещё какую-то землю. Мы туда ездили. Он там построил ферму и 4-х этажный дом для преданных. Я не знаю в каком состоянии это сейчас.

(Я)-Там 50 коров.

(М)-А на Павлова был гараж и мы там держали тогда коров.

(Я)-Я помню, когда я впервые приехал в храм, в 1992-м, благодаря приглашениям Шанкараприи прабху к вам на лекции. я увидел много навоза перед домом. Я подумал, что это не храм наверное. Но внутри я увидел преданных и услышал ваше своеобразное пение Харе Кришна в таком маршевом стиле. Послушал вашу революционную лекцию и запомнил навсегда эту атмосферу. Она мне понравилась. Вы остаётесь для меня таким чётким проповедником. Ещё я помню ваши картины, которые мы распространяли, как плакаты.

(М)-Я писал до недавних пор их, даже в Бруклинском храме, где я был пуджари какое-то время. Там тоже есть мои картины. Одна из них длинной 5 метров. Самая моя выдающаяся картина — в храме Радхи Говинды. Теперь я не рисую.

(Я)-Вы помните Аджата Шатру? Это такой преданный у которого были проблемы с телом, он был маленький и сгорбившийся.

(М)-А. И что?

(Я)-Хм. Я понимаю, что вы были нацелены на проповедь вне общины больше. — Я везде проповедовал.

(Я)-А Девакинандану прабху помните? Сейчас его завут Дамодара Пандит.

(М)-Да. Он приезжал к нам, ещё служа в армии. Тогда у нас была квартира только на Серебрянке. Сейчас я могу что-то не сказать, но я этот период вспомню в своих книгах. Я вспомню тех. с кем встречался в Минске.

(Я)-Будем с нетерпением этого ждать.

(М)-Лучше всего спросить Майтрею, потому что он жил здесь и более общался со всеми, чем я. Я был в то время региональным секретарём от Волги, Сибирь и Дальний Восток. Мне трудно рассказать обо всём. Перед тем. как поехать в Индию на год, в своём регионе я зарегистрировал 20 центров до 1993 года.

(М)-Я встречал миллион людей. Среди многих имён я не могу всех помнить.

(Я)-Есть ещё одна тема в моих вопросах. Сознание Кришны, в учреждениях, в парках, в спорте и в милиции.

(М)-Да. Мы проповедовали в Христофоре. Тогда ещё пришёл Олег.

(Я)-Макаев?

(М)-Да. Майтрейя его нашёл, привёл. Он нам очень много помогал. Он был лидером группы спортсменов восточных единоборств. Он приглашал нас проводить программы в спортзал. Много людей приходило туда. Мы распространяли прасад и книги. Был большой подъём очень сильный. Я так полагаю, что многие потом присоединились серьёзно к этому движению и получили посвящение.

(Я)-Это — пример того, как через спорт сознание Кришны развивалось.

(М)-Это — одна категория людей. Кроме этого, я ещё должен сказать, мне запомнилась программа в белорусской Академии наук. После программы в Институте ко мне подходили за автографом и я писал: Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы.

(смех)

Я знал там одного человека ещё до этих событий. Откуда? Киртирадж прабху был тогда ДжиБиСи по СССР проповедовал людям, которые приезжали за границу. А в то время туда ездили не обычные люди, ученые и всякие деятели. Он проповедовал и давал мне их координаты. Всё было засекречено. Я этих людей навещал потом. Кроме этого, мы сделали много программ с передвижной выставкой. В доме Искусств, например. Картины, плакаты, фотографии большого размера. Эту выставку мы возили потом по всему Союзу. Одна преданная, которую звали Светлана, ездила с ней. Устроили в одном из театров Могилёва или Гомеля замечательную программу, где в фойе была так же размешена эта выставка. Кроме этого у нас были выступления в разных школах и учебных заведениях. Владимир Николаевич организовал выступление в каком-то музыкальном училище. В каком-то ДК, недалеко от железнодорожного вокзала выступали.

(Я)-Были ли случаи с милицией?

(М)-Здесь? Уже в настоящее время. Я проводил киртаны год или два назад и меня арестовывали несколько раз. Но только за то, что у меня не было прописки. Я приезжал со своими учениками и проходил по самой главной улице. Оказывается, там был Дом Правительства. И кто-то мне сказал: Да вы пойте, только не перед самыми окнами президента.

(смех)

(Я)-Я слышал этот прикол. Маму Тхакур в городе, называется. (смеёмся)

(М)-Да. Всё равно было всё удачно. Нас привели в милицию, которая была рядом с храмом по Орловской. Пригласили человека, чтобы нас признали Харе Кришна, хотя мы были в дхоти, что само за себя говорило. Президент храма сказал: Да. Мы знаем их. Это — Маму Тхакур. В милиции я проповедовал достаточно удачно самому главному милиционеру и подарил ему книгу «Харе Кришна вчера и сегодня». Мы договориличь, что если я буду приезжать он поможет делать мне регистрацию без всяких проблем. На этом мы и расстались.

(Я)-Вы строите общество на хороших отношениях.

(М)-Да. На личных отношениях. Ещё, когда у нас отбирали кафе, у нас было много курьёзных случаев. Мы с Майтрейей прабху ходили по самым большим инстанциям: в ЦК Партии, в Президиум и везде писали письма, собирали подписи желающих стать вегетарианцами у проходной завода имени Ленина, которому принадлежал тот ДК Христофор. Ситуация занятная, если её описать более менее художественно.

(Я)-Хотелось бы узнать о вашей проповеди вне ИСККОН. Ваши планы, ваше видение, настроение.

(М)-Ну, мне нечего жаловаться. Я просто проповедую Харе Кришна. Я не проповедую кого-то или что-то. Я проповедую сознание Кришны. И есть люди, которые присоединяются к какой-то матхе, есть люди, которые присоединяются к ИССККОН и есть люди, которые присоединяются ко мне. Говорить о удовлетворении или неудовлетворённости бессмысленно. У меня нет ни врагов, ни друзей. Кто-то может быть со мной не согласен или с моим стилем проповеди. Тем не менее.

(Я)-Вы поддерживали какие-то связи с белорусскими преданными по переписке? Возможно, вы переписывались с Майтрейей?

(М)-Ну, Майтрейя мне писал, когда я был в Америке, но поскольку у меня там было служение в рамках ИСККОН я не мог ответить. Я устроил там кафе на Брайтон Бич, привёл много русских в Харе Кришна, удачно проповедовал.

(Я)-Всё в том же духе.

(М)-Да. Открыл выставку и даже. что самое выдающееся — провёл фестиваль Джаганнатхи силами тех кому проповедовал. В Америке я провёл русскую Ратха-Ятру на Брайтон-Бич. После меня, ещё 2 года они придерживались храма ИСККОН, но потом они обессилили т. к. не было притока новых людей и проповеди, как таковой. А серьёзные преданные какое-то время держатся, а потом уходят в бизнес, обзаводятся семьёй и теряют энтузиазм и даже своё положение преданного.

(Я)-Должен быть какой-то стержень!

(М)-Стержень? Если мы хотим предаться Кришне, Кришна поможет. Если мы хотим чего-то другого, Кришна удовлетворяет желания каждого. Поэтому, что мы хотим, то и получаем в конечном итоге. (смеётся) Если мы серьёзны в своей духовной жизни, то. Кришна говорит в Бхагавад Гите: Мой преданный никогда не погибнет. Смело заявляй любому. Двух мнений не может быть об этом. Если мы хотим быть преданными, любой, даже незначительный преданный никогда не уходит из сознания Кришны.

(Я)-А как вам удаётся так жить, путешевствуя всё время?

(М)-Я с 1973 года так живу. Приезжаю в город, проповедую днём. Если негде ночевать, сажусь в поезд и еду дальше. Раньше я был очень богатым человеком, то я вложил всё в Кришну и мне доставляет удовольствие так жить.

(Я)-Жаль, что вы не приняты в качестве проповедника в самом храме Харе Кришна в Минске сейчас. Хотя, ещё в 98 году, в резолюции Джи Би Си ясно было занесено мнение о том, чтобы признать многих проповедников, выступающих за реформы в ИСККОН правыми. У тех, кого гнали из храмов, просили прощения. Я понял, что мнение руководства не всегда ценно для общества в целом. Они неизбежно защищают свои личные интересы. Люди устали от отчуждённой проповеди в одну сторону. Сейчас такие, как Бхактивигьяна Госвами могут хорошо проповедовать. Они более личностны. Их слова, как бальзам на раны. Бывает так, что человек говорит, но не испытывает вкуса к тому. Тогда ты чувствуешь его холод отречения и всё.

(М)-Я проповедовал Бхактивигьяне в своё время. Он тогда ещё жил в Ташкенте и приходил ко мне на программу.

(Я)-Это — очень образованный человек. Его манера проповеди мне наиболее близка. Сначала нужно давать нектар, чтобы люди привлеклись и смогли в дальнейшем принять ради этого нектара аскезы.

(М)-Ну. Может и есть рекомендации того, какой должна быть проповедь, но. кришна шакти. — никто не может проповедовать Харе Кришна не будучи уполномоченным Кришной. Поэтому, есть те, кто дают информацию о сознании Кришны, а есть те, кто даёт непосредственно сознание Кришны. Оно может проявиться в обществе настоящего садху. Поэтому говорится: Даже мгновение, проведённое в обществе садху может поменять жизнь.

(Я)-Вы помните, как вы в Минске провели Картику?

(М)-Я не одну Картику провёл в Минске. Я объехал около сотни городов в Союзе и поэтому, могу не помнить подробностей.

(Я)-Вы тогда читали много лекций, которые записывались на бабины. Мы привезли их сейчас из наших архивов на ферме и собираемся оцифровать вместе с другими лекциями духовных учителей.

(М)-Отлично. У вас больше информации, чем у меня.

а что говорят кришнаиты последних днях

секта кришнаитов чем опасна

зачем кришнаиты раздают еду