Харе Кришна и Ведическое общество

Харе Кришна и Ведическое обществоЕще одна популярная ошибка даже среди последователей Харе Кришна — это считать, что движение Харе Кришна и ведическое общество понятия тождественные. Несмотря на то, что в основе движения Харе Кришна лежит древнейшее и авторитетное знание Вед, которое является сегодня самым авторитетным источником информации для любой области жизни человека, все же суть учения Чайтаньи находится за пределами Вед.

Почему это так? Потому что оно очень сокровенное и предназначено лишь для избранных людей. Такими избранными людьми являются те немногие души, которых больше привлекают духовные цели, чем материальные эгоистические интересы. Несмотря на свою безупречность, Веды почти не содержат в себе самых сокровенных знаний, предназначенных для избранных людей. Это подтверждается в Шримад Бхагаватам. В 4 главе 1 песни Шримад Бхагаватам Вьяса, составитель Вед говорит:

Я смиренно поклонялся Ведам, духовному учителю и жертвенному алтарю, соблюдая все строгие обеты ученичества. Я придерживался всех правил и показал значение ученической преемственности, составив «Махабхарату», благодаря которой даже женщины, шудры и прочие [друзья дваждырожденных] могут встать на путь религии. Я чувствую, что мне чего-то недостает, хотя я обладаю всем, что, согласно Ведам, необходимо человеку. Возможно, причина этого кроется в том, что я не выделил преданное служение Господу, которое привлекает и совершенных существ, и непогрешимого Господа.

Составив все Веды, Вьяса не испытал удовлетворения, потому что в них не было должным образом описано самое главное и самое сокровенное знание о преданном любовном служении Богу. Также об этом говорит Джада Бхарата в 5 песни Шримад Бхагаватам:

Проснувшись, мы не придаем своим снам большого значения, ибо понимаем, что сон — это призрак, иллюзия. И точно так же рано или поздно душа осознает призрачность материального счастья, будь оно в этой жизни или в следующей, на этой планете или на высших. Такая душа стремится постичь саму суть истины. и для этого ей уже недостаточно Вед. хотя они и содержат очень много важных наставлений.

Шримад Бхагаватам, 5.11.3

Таким образом истины, заложенные в учении Чайтаньи глубже и сокровеннее всего, что описано в Ведах. Само же по себе Ведическое общество и сама Ведическая культура, хоть и является очень благоприятной для всех людей на все времена, не может даровать им то, что дает движение Харе Кришна.

Самый главный метод Харе Кришна

Самым главным методом, на котором построено движение и миссия Чайтаньи заключается в повсеместном пении святых имен Бога, поскольку считается, что Святое Имя Бога и сам Бог не отличны друг от друга. Повторяя Святое имя Бога, мы тем самым осуществляем контакт нашего сознания с сознанием Бога и начинаем духовно прогрессировать.

Стоит отметить, что проповедуя это учение на Западе А. Ч. Бхактиведанта Свами обращался к людям с предложением повторять любые святые имена Бога, которые им известны. Таким образом он обращал их внимание на то, что движение Харе Кришна заключается в сути его метода, а форма имеет не такое важное значение.

Во всех известных на сегодня крупных религиях присутствуют методы, близкие к методу последователей Харе Кришна — пение и повторение святых имен Бога. В исламе это учение суфиев и их божественные танцы и песни, у христиан это таинство Иисусовой молитвы. Это доказывает, что принцип и метод, лежащий в основе философии кришнаитов не является чем-то абсолютно новым для мира людей, даже на Западе. Однако обогащенный глубиной и последовательностью духовной философии метод Харе Кришна значительно выигрывает перед всеми остальными направлениями, отчего и обретает всё большую и большую популярность. Однако в этом движении есть и подводные камни…

В чем опасность движения Харе Кришна?

Если говорить об идеальной ситуации с идеальным последователем и идеальной организацией или личностью, которая посвящает последователя в азы и таинства учения о Кришне, то пожалуй единственная опасность, которая может подстерегать такого человека на пути — это потерять навсегда вкус к материальным наслаждениям, что достигается посредством развития у него вкуса к наслаждениям абсолютно иного характера, т. е. к духовным отношениям с Богом.

Однако идеальных случаев у нас в стране найти трудно и почти все сталкиваются с одними и теми же проблемами, которые существовали и будут существовать в рамках любой религиозной организации. Сейчас мы вкратце их обозначим:

1. Фанатизм веры

Все неофиты, новички и последователи любой религии страдают этой болезнью. Она заключается в чрезмерной идеализации всего, что связано с этим учением и пренебрежением другими направлениями религий и их последователями.

Человек попавший в секту Харе Кришна имеет в своем распоряжении дополнительное философское оснащение, позволяющее ему считать всех остальных окружающих людьми низшего сорта, «карми» или материалистами, которых не привлекает божественная природа Кришны, а только свои чувственные наслаждения. Если вы видите такое настроение у человека, знайте что перед вами неофит, который еще только встал на этот путь. Такое умонастроение помогает ему глубже изучать основы учения и не сомневаться в своем выборе. Оно сродни здоровому фанатизму маленького ребенка, который считает своих родителей самыми лучшими в мире. Однако со временем этот фанатизм проходит и сознание человека расширяется.

В действительности же философия Харе Кришна не ставит своей целью каким-либо образом дискриминировать поглощенных кармической деятельностью людей, несмотря даже на то, что сам Господь Капила в 3 песне Шримад Бхагаватам сравнивает таких людей со свиньями.

По высшей воле Господа, на таких людях лежит печать проклятия. Поскольку они отвернулись от нектарных повествований о деяниях Верховной Личности Бога, их сравнивают со свиньями, которые питаются испражнениями. Вместо того чтобы слушать повествования о трансцендентных деяниях Господа, они слушают рассказы о порочной деятельности материалистов.

Шримад Бхагаватам 3.32.19

Однако учение Харе Кришна обязано указать на различие в уровне сознания истинно духовного человека и человека, поглощенного материальным, чтобы указать истинный верный путь для развития. Разбирая различные категории, которые имеют свою хорошо разработанную классификацию, учение о Кришне ставит своей целью передать наиболее полное знание об устройстве жизни общества и мира в целом. Негативные же оценки могут возникать у адепта лишь в силу его психологических и иных качеств. Чем дальше такой человек продвигается на своем пути, тем меньше он заостряет свое внимание на чужих недостатках и сосредотачивается на их достоинствах. Все это подробно описывается в объемной литературе кришнаитов и поэтому истинного последователя это никогда не смутит.

2. Лжегуру и искажения

Как и любая материальная организация, современная организация движения Харе Кришна, особенно в России, имеет свои недостатки. Пожалуй самыми опасными являются те недостатки, которые могут повредить последователям и помешать им совершенствоваться на своем духовном пути. Они как правило касаются тех случаев, когда люди сталкиваются с не самыми лучшими представителями движения Харе Кришна и под их руководствам совершают множество ошибок.

Учение Харе Кришна строится на обязательном духовном общении ученика и духовного учителя, который является для такого человека проводником божественной воли и знания. Однако если не очень хорошо разбираться в священных писаниях вайшнавов, можно неправильно выбрать себе духовного наставника, или же неправильно оценивать его роль в своей жизни и духовном развитии. Все это порождает целый ряд проблем.

В одних случаях недобросовестные личности пользуются невежеством прихожан, чтобы решать свои материальные проблемы, прикрываясь при этом деятельностью во имя служения Кришне. В других случаях некоторые гуру берут себе слишком много учеников, забывая об ответственности прямо контролировать духовное развитие каждого из них, что со временем порождает ситуации, когда ученики остаются без внимания учителя, начинают деградировать, а сам учитель получает реакции за поступки своих учеников. Все это приводит к многочисленным проблемам, которые ухудшают имидж движения в глазах очень многих современников и даже самих последователей.

Однако самая большая опасность возникает там, где в руках отдельных людей сосредотачивается неограниченная власть. Имея ресурсы влияния на региональных представителей, имея ресурсы управления огромными денежными потоками большого числа прихожан, у каждого может возникнуть очень большое искушение использовать все это в личных эгоистических целях. Это может привести к очень серьезным последствиям не только для одного или нескольких человек, но и всего общества преданных в целом. И самое печальное, что осознать, заметить, разглядеть все эти болезни обычному человеку можно только вооружившись истинным знанием, но если вся верхушка организации целенаправленно искажает передаваемое знание, люди теряют все шансы изобличить обман и пресечь его, они становятся одурманенными обезьянками, которые пляшут под дудку чародея. Когда вооружившись специфическими вайшнавскими терминами так называемые гуру просто спекулируют на темы бхакти, не имея собственной реализации и борясь только за власть и свое положение, это наносит самый огромный вред всему обществу преданных в целом и в конечном счете самой миссии Шри Чайтаньи. Поэтому в такой ситуации ответственность каждого конкретного кришнаита перед изобличением лжи и пониманием истинного знания во много раз возрастает.

Главный критерий того, что вы делаете что-то не так в сознании Кришны: или приняли лжегуру, или имеете искаженные представления и т. п. — состояние вашей глубокой внутренней неудовлетворенности. Если вы все делаете правильно, если вы приняли верного духовного учителя и получили неискаженное знание — вы будете счастливы НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ своего развития в Сознании Кришны, кроме того вас всегда будет привлекать Кришна-катха, в частности Шримад Бхагаватам .

Но все же в отличие от всех остальных религий и учений, которые в той же самой мере страдают известными всем проблемами, а также и теми, которые в силу определенных причин «секте» Харе Кришна не знакомы, всё же движение Харе Кришна имеет один важный отличительный аспект — оно располагает удивительной и совершенной литературной базой, основанной на книгах А. Ч. Бхактиведанты Свами и его духовных братьев. Эта литература настолько уникальна, что любой, кто хотя бы раз внимательно изучит эти книги, никогда не станет жертвой обмана и иллюзии, и никогда не попадет в лапы волков, прикрывающихся овечьей шкурой. Поэтому все, что нужно сделать новичку в движении Харе Кришна — никогда не пренебрегать изучением священных писаний вайшнавов.

3. Изменение образа жизни и круга общения

Людям неподготовленным это может показаться своего рода опасностью, когда жизнь их близкого и дорогого человека начинает очень разительно и кардинально меняться. Это может создать некоторые трудности в семье и в общении с близкими, потому что в «секте Харе Кришна» существуют очень строгие ограничения в образе жизни. Последователям нельзя есть мясо, рыбу, яйца, вступать в половые отношения не для зачатия ребенка и до вступления в брак, нельзя употреблять пиво, сигареты, спиртное и наркотики, играть в азартные игры и общаться с людьми привязанными ко всему этому. Однако разумные люди должны понимать, что здесь перечисляются качества людей обладающих очень чистым сознанием по самой своей природе. Живя в условиях материалистичного западного общества, фанатичное следование всем этим нормам, при том, что у самого человека еще сохраняются сильные желания к запрещенным видам деятельности, — является просто лицемерством и глупостью. Истинный же смысл духовного прогресса заключается в том, чтобы постепенно через деятельность в служении Кришне развить свое сознание до такого уровня, при котором отказ от всех упомянутых запрещенных видов деятельности не будет вызывать в человеке боли и страдания.

В идеальной ситуации человеку рекомендуется жить в обществе духовно продвинутых людей, через общение с которыми он может быстрее продвигаться на пути духовного развития, однако в действительности немногие могут себе такое позволить. Поэтому нужно соизмерять свои возможности и условия для гармоничного и постепенного продвижения на этом пути.

Многие жертвуют общением со своими близкими и родными, думая, что отказавшись от своего долга перед родителями или родственниками они быстрее избавятся от плохих привычек. Однако это очередное заблуждение. Избавление от негативных последствий наших прошлых поступков, выраженных также и в нашем нынешнем сознании, и в наших нынешних условиях жизни, происходит не путем отказа от своего долга и обязанностей, соответствующих нашей материальной природе, а через позитивный процесс служения, который можно начинать и практиковать на любом уровне своего материального развития и обусловленности.

4. Главная проблема современных кришнаитов

Одна из главных проблем современных последователей и интересующихся учением о Кришне — слишком плохое знание священных писаний и обилие различных, ничем не подкрепленных мифов и легенд как о философии, так и о ведическом обществе в целом. Эта проблема порождена нежеланием большинства людей самостоятельно изучать священные писания вайшнавов, а также популярностью в обществе очень нездоровой тенденции считать, что духовное развитие зависит от усилий и напряжений моего духовного учителя, что мне нужно только принять инициацию, как тут же моя карма исчезнет, а я обрету любовь к Богу. Такие суждения порождены невежеством и ленью, нежеланием и неготовностью человека совершать самостоятельные усилия для продвижения на духовном пути, частью которых является как раз изучение книг Шрилы Прабхупады и поддержание в себе искреннего духа ученичества. Из-за всего этого в обществе встречается множество противоречий и искажений, которые в конечном итоге только вредят миссии Шри Чайтаньи Махапрабху и дискредитируют ее в глазах людей думающих и разумных.

Поэтому в большинстве случаев можно дать один универсальный совет всем желающим разобраться с движением Харе Кришна — побольше изучать и читать книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, книги Бх. Р. Шридхара Махараджа, книги Шрилы Бхактивинода Тхакура и Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, а также других выдающихся ачарьев 20 века. В этих книгах дается очень много авторитетной информации об учении Шри Чайтаньи, познакомившись с которой вы сможете представить в своем уме наиболее полную картину о движении Харе Кришна. Всем же остальным последователям движения можно дать совет — серьезнее относиться к процессу духовной практики и во всем полагаться на свои собственные усилия, а не ждать, что кто-то сделает вашу работу по развитию в себе необходимых качеств за вас.

Что ждет искреннего человека на этом пути?

Если мы не будем принимать в расчет все подводные камни, которые могут встретиться на пути человека, который увлекся движением Кришны и желает искренне развить в себе любовь к Богу, то его на этом пути ждут потрясающие блага, которых редко кто может достичь.

Как говорится в Шримад Бхагаватам, в этой жизни нужно стремиться лишь к такой цели, которой невозможно достичь в пределах этой материальной Вселенной. Эта цель — развитие в себе полной любви к Богу. Эта любовь, бескорыстная и ничем не мотивированная, является изначальной природой нашей души, а движение Харе Кришна лишь помогает очень быстро и эффективно ее пробудить.

Постижение своей духовной природы сопровождается новым качеством счастья и блаженства, которые человек никогда не сможет испытать, просто занимаясь материальным чувственным наслаждением. Это счастье настолько сладостно, что соприкоснувшись с ним всего лишь раз, человек уже никогда не сможет забыть это переживание и поэтому все глубже и глубже будет погружаться в процесс духовного любовного служения Богу, который сам по себе активизирует нашу истинную духовную природу.

В священных писаниях вайшнавов говорится, что человек достигший определенных высот на этом пути никогда не лишается их, даже если не смог завершить свой путь до конца в этой жизни или решил сойти с него. Таким образом тот, кто когда-то привлекся учением Кришны, абсолютно ничего не потеряет, а то, что он обретет останется с ним навечно.

Что делать с тем, кто попал в секту?

Просто постарайтесь по возможности позаботиться о том, чтобы близкий вам человек не застрял ни на одном из указанных выше подводных камней движения Харе Кришна. И помните также, что его выбор является проявлением присущей каждому из нас свободы самостоятельно определять свой путь и свою судьбу. Однако если у вашего друга и близкого будет достаточно разума, чтобы не совершить ошибок на этом пути, это принесет ему и вам большую радость.

А теперь серьезно…

Эта статья написана для тех, кто еще не в полной мере понял, какое же сокровище несет в себе движение Сознание Кришны. Называть это движение сектой, равно как и искренних последователей этого движения сектантами — очень большое заблуждение. Однако в наш железный век Кали даже внутри этого движения Сознания Кришны можно встретить псевдо-духовных учителей и псевдо-духовных учеников. Они приходят в это общество не за Кришной, они занимаются в нем материальной деятельностью и используют ресурсы организации Сознания Кришны для своей собственной «духовной карьеры» или для притворного, иллюзорного духовного развития. К сожалению, защитить вас от этих негодяев может только сам Шри Кришна, но делать Он это будет лишь в том случае, если вы искренне желаете духовного развития. Кришна всегда защищает искренние души, поэтому люди действительно ищущие истину никогда не обманутся мошенниками и проходимцами. Если же вас интересует все что угодно, только не Бог, вас обманут в любой религии, и такие понятия как секта или не секта в этом отношении не играют никакой роли.

Посмотрите также:

Иногда подобные вопросы возникают в уме многих преданных и просто знакомых с ведической культурой. На помощь им спешит Кришна и Его вечный слуга Шрила Прабхупада.

В этом интервью Враджендра Кумар раскрывает смысл имянаречение в духовной жизни и объясняет вайшнавскую традицию духовных имен.

Сегодня мы узнаем когда лучше всего повторять маха мантру.

Если каждый из нас с большим вниманием и почтением изучит эти духовные стихи, постарается проникнуть в их глубокий смысл, то больше ни одна проблема в этом материальном никогда не сможет.

Сегодня на вопросы о сознании Кришны отвечает Враджендра Кумар Прабху: Вайшнавы в России, как и на западе появились после приезда из Индии Шрилы Прабхупады. Скажите, что это был за человек.

3 февраля 2010 года исполняется 136 лет со дня рождения великого учителя прошлого, по праву называемого Джагат-гуру, учителем всего мира — Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати. В этой статье мы подготовили интересные.

Три процесса: выбор души, случайность и контроль со стороны энергий Кришны, происходят одновременно. Как эти три причины уживаются вместе? Любые противоречия у Кришны благополучно уживаются вместе. Несовместимое у Кришны может.

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 10.03.2013 в 22:13 в рубрике Без рубрики. Вопросы и ответы. а также в темах: Вопросы. Харе Кришна Вы можете комментировать эту запись.

что слушают кришнаиты

как относятся доминиканцем к кришнаитам

почему в иркутске не любят кришнаитов